Ткань кашкорсе на сайте mirtex Главная   /   О сайте   /   Новости   /  

Подготовка к Новому Году

Бисероплетение

Вышивание

Начальные швы

Декоративные швы

Вышивка крестом

Вышивка гладью

Двусторонняя гладь с настилом

Мережки

Аппликация

Вышивание бисером

Лепка из солёного теста

Вязание

Шитьё из лоскутков

Игрушки

Макраме

Искусство батика

Полезные мелочи

ВЫШИВАНИЕ

Вышивка является одним из наиболее распространенных и доступных видов художественного народного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде разнообразных замечательных орнаментов, швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей.

 

Вышивка во все времена ценилась очень высоко. В старину обрамление икон вышивала хозяйка дома. И это считалось не только красивым дополнением к иконе, но и символом дома, своеобразным оберегом.
 
Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития декоративно-прикладного искусства.
 
Популярна вышивка и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные вышивкой: салфетки, скатерти, рушники, панно, блузы, мужские сорочки и другие модели одежды.
 
Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду.
 
Вышивка дело кропотливое. Для вышивки необходимо много терпения и времени. А так же знаний.
  

ИЗ ИСТОРИИ О ВЫШИВКЕ

Ручное вышивание – один из самых распространённых и доступных для любой женщины видов прикладного искусства.
Поистине необозрима география этого вида творчества. Не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века, искусство вышивания у разных народов создало определённые, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и одежды дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.
 
Искусство вышивания имеет древнюю историю. Как и любое другое искусство, оно знало периоды расцвета и упадка. Вышивки созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Мало кто знает, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись тогда известными живописцами, такими как Перуджино, Боттичелли и др.
 
На Руси шитьём занимались издавна и повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и иглы были в каждом доме.
 
Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Лет с восьми-девяти крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие и готовить себе приданое. Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе.
 
Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и, чаще всего красная нить. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и ”изображать”. ”Строчить письмо” значило вышивать ”строкой”. Строгие геометрические узоры всегда имели определённый символический смысл. Вышитый узор приобретал магическую силу и исполнялся в строго определённых местах одежды и предметов быта. В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение таких узоров, жив был и обряд их чтения. Но во второй половине девятнадцатого - начале двадцатого столетия содержание народного узора стало забываться. Вышивальщицы лишь знали, что в них заключена сила добра.
 
В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. Вышивать узорочье начали, когда позади было прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. И тогда в пору грядущего воскресения природы, девушки и женщины шили по серебристой холстине огненно красные узоры, свято веря в их благотворную силу.
 

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Для выполнения ручной вышивки необходимы очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (дырокол), пяльцы.
 
Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинённым ушком (№ 1 и 2). В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку, в маленькую несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити такими иглами очень удобно. Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Её можно вдеть с помощью кусочка шёлковой нитки. Нитку складывают вдвое и в образовавшуюся петлю вкладывают конец шерстяной нитки. В ушко иглы продевают оба конца шёлковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной ниткой. Вместо шёлковой нитки можно воспользоваться нитковдевателем, который обычно продается вместе с набором игл.
Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шёлковое полотно, батист) применяют более тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
 
При вышивании никогда не делают узелков. Нитку закрепляют несколькими мелкими стежками в том месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой. Другой способ закрепления нити состоит в следующем: нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок, не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её, вкалывая иглу в ткань. Место закрепления нити остается совсем незаметным.
Заканчивая вышивку, нить надо пропустить мелкими стежками под рисунок.
  
Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает, необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т. д. Напёрсток надо подобрать точно по размеру пальца.
 
Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток при вышивании и большие - для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий - полностью замыкаться.
 
Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т. п.
 
Дырокол - костяная или деревянная палочка диаметром 5 мм с заострённым концом; длина её 6-8 см. Применяют дырокол при вышивке белой гладью, для выполнения дырочек.
 
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см. Меньший обруч должен свободно входить в больший. Иногда для этой цели зачищают наждачной бумагой внутреннюю поверхность большого обруча (если меньший обруч плохо входит в большой) или обматывают тонкой тканью меньший обруч (если он слишком мал и не держится в большом обруче).
 
Ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют её так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него, и ткань запяливается. Чтобы тонкая ткань не порвалась при запяливании, а также, для того чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх неё кладут другую ткань с вырезанным в середине кругом диаметром, меньшим диаметра пялец. Пяльцы бывают с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Пяльцы без винта можно закрепить, прижав их к столу тяжёлым предметом (книгой, утюгом и пр.).