Главная   /   О сайте   /   Новости   /  

Подготовка к Новому Году

Бисероплетение

Немного истории

Техника низания

Виды бисера

Несложные цепочки

Цепочки посложнее

Ажурные цепочки

Цепочки с зубчиками

Мозаичные изделия

Шнуры объёмные

Ажурные воротники

Тканые изделия

Гайтаны и герданы

Плетение украшений

Фигурки из бисера

Вышивание

Лепка из солёного теста

Вязание

Шитьё из лоскутков

Игрушки

Макраме

Искусство батика

Полезные мелочи

ТЕХНИКА НИЗАНИЯ

В народных бисерных украшениях наблюдается разнообразие способов изготовления. От количества иголок и ниток, необходимых для работы, различают низание «в одну нить» или «одной иголкой», то есть ниткой или ниткой с иголкой на конце; «в две нити» или «двумя иголками» - низание ниткой с иголками на концах. Низание или плетение в несколько нитей характерно для народных украшений, оно является основой изготовления многих изделий.
 
В зависимости от расположения бусинок при нанизывании существует несколько способов изготовления: «в крест» или «крестиком», «в шахмат» или «мозаика», плетение, низание, «в столбик», «тканье». Изделия из бисера выполняются по точному счёту бусинок, всегда двухсторонние, с узором одинаковым с лица и с изнанки.
 
Узорам многих народных украшений свойственна простота формы, чувство ритма, строгость композиционного построения, разнообразие и малочисленность отдельных элементов.
 
В зависимости от назначения украшения и его места в костюме – воротник, бусы, пояс, цепочка – разными бывают его форма, длина и ширина, сложность узора, способ изготовления.
 

СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРОВ

Узоры для украшений готовят заранее, но многие мастерицы создают их «из головы» в процессе работы. Для низания можно взять любой узор для вышивки и приспособить для изготовления украшения. Но при этом необходимо учитывать назначение будущего изделия, его форму, расположение отдельных фигур или орнаментальной полосы, цвет.

 

После того, как выбран рисунок, нужно перенести его на бумагу и составить рабочий узор. Для этого необходимо заготовить “канву” из мелких клеточек (2×2 или 3×3 мм) для тканых и косой сетки (со сторонами ромба 1×1 см) – для ажурных изделий. Удобнее заполнять стороны ромба кружочками, которые обозначают бисеринки в будущем изделии. Затем на канву цветными карандашами или фломастерами наносится узор.
 

Процесс создания нового узора очень увлекательный, но требует фантазии и внимания. Для узоров узких цепочек достаточно нанести выбранный узор или отдельный раппорт на канву нужной длины и ширины. Узоры русских гайтанов и украинских герданов составляют из двух боковых полос и медальона, который делают шире (→ А ←) на одну клеточку (для тканых) или на одну ячейку-ромб (для ажурных) .Это будет середина украшения.

 

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Изготовление украшений из бисера не требует длительного обучения и сложных приспособлений.
 
Сначала приготовим все необходимые материалы и принадлежности: разноцветные бусы и бисер, иголки, нитки, нитковдеватель, ножницы, кусочек воска, узор. Во время работы разноцветный бисер раскладывают в маленькие блюдца, розетки или высыпают на ворсистую ткань: фланель, сукно, бархат, с которой его легко будет набирать на иглу. Иголки должны соответствовать отверстию в бисеринке. Если нет тонкой иголки, то можно низать ниткой, смочив концы её клеем или лаком для ногтей. Чтобы нитка не скручивалась и легко проходила через бисеринку, её слегка вощат – протирают воском.
 
Всё готово для низания ажурных украшений. Давайте завяжем несколько полезных узелков на память. Рабочей называется нитка, на которую набирают бусинки – бисеринки и нижут изделие. Бусинки, в которых скрещиваются рабочие нитки, называют связкой. Они должны иметь большие отверстия для продевания иголки два-три раза. Для работы толстую нитку берут одинарную, а капроновую и тонкую (№ 50) катушечную двойную. Во время низания вручную начатая работа всегда находится в левой руке, а пальцы правой руки ведут рабочую нить. Чтобы украшение имело красивый вид, подбирайте для работы бисеринки одного размера и следите, чтобы они не провисали на нитках, а плотно ложились друг к другу. Но и не затягивайте очень нитку, чтобы изделие не морщилось. Набирайте на нитку количество бусинок, соответствующее узору.
 

Перед началом работы внимательно ознакомьтесь со схемой, на которой цифрами и стрелками указана последовательность изготовления простых и сложных цепочек.

 

Как определить устойчивость различных видов бисера к внешним воздействиям


Несколько слов об устойчивости окраски различных видов бисера под влиянием на него внешних воздействий: влаги, прямых солнечных лучей, постоянного трения. Вполне возможно предположить качество бисера и устойчивость его окраски просто визуально, по виду бисера, ведь основные виды бисера обладают разной устойчивостью к внешним воздействиям. И, конечно, большое значение имеет производитель бисера. Логично предположить, что дорогой японский бисер высокого качества (именно производящийся в Японии, а не на Тайване) будет иметь и высокую устойчивость к внешним воздействиям. Чешский бисер, хотя и дешевле японского, но тоже очень высокого качества, и только некоторые его виды требуют к себе бережного отношения в связи с невысокой устойчивостью. Ну а от дешевого бисера китайского, тайваньского, турецкого производства уже можно ожидать всяческих сюрпризов, от окисления на воздухе, выгорания цветов, до истирающейся окраски и линьки в воде.

 

Если Вы не уверены в качестве купленного бисера, то самый минимум проверки, который следует провести - намочить бисер и положить на белую ткань, если останутся цветные следы - осторожно, бисер линяет (причем, линять может не только поверхность, но и краска внутри отверстия)! Для исследования прочности окраски на выгорание, положите бисер на недельку под прямые солнечные лучи. Если Вы подозреваете бисер в слабости покрытия, потрите его в пальцах, очень слабая окраска оставит следы на пальцах буквально за несколько движений. Но это проверка для совсем уж некачественного, дешевого бисера. Я расскажу Вам о видах качественного бисера, который хотя и имеет пониженную устойчивость к воздействиям внешней среды, тем не менее, не стоит обходить его вниманием при работе, следует просто бережно относиться к вещам из такого бисера в ношении и хранении. В конце концов, если мы бережно относимся к золотым цепочкам, жемчугу и драгоценным камням, то чем бисер хуже?

 

 

Используются материалы
книги Э.Н.Литвинец
"И дивный видится узор"